Образовательный маршрут
для совместной деятельности родителей с детьми в сети
Интернет
“ Зеленый мир”
Составитель: Морозова Полина Витальевна,
воспитатель старшей группы
Уважаемые родители!
Обратить внимание ребенка на окружающие его растения несложно – каждый день
мы видим вокруг себя богатства растительного мира. Мы наблюдаем высокие деревья
и кустарники в лесу, мы видим ухоженные аллеи и газоны на улицах своего города,
мы украшаем комнатными растениями свою квартиру.
Однако мы не часто задумываемся, когда возник этот удивительный мир
растений, не перестающий нас удивлять своей красотой и своим многообразием.
Существует множество источников, в которых сегодня можно найти подробную
информацию о зарождении и эволюции зеленого мира. Давайте окунемся в загадочный
мир растений и познакомимся с ним получше.
Шаг 1. Из далекого прошлого
Дорогие родители, к обсуждению с ребенком вопросов о происхождении
растительности на Земле нужно ответственно подготовиться. Поэтому так важно,
чтобы сначала именно вы ознакомились с содержанием этого сайта. Для этого
зайдите на сайт Bioplanet.ru http://beaplanet.ru/evolyuciya_rasteniy.html и прочитайте статью “Эволюция расстений”
Начните диалог с ребенком об удивительном зеленом мире с простых вопросов.
Например: Смотри, какое красивое
дерево растет у нас под окном. Ты помнишь, откуда оно взялось? А как вообще
появились растения на улице и даже у тебя в комнате?
Шаг 2. Зачем нужны растения?
На этом этапе обсудите с ребенком функции растений и их роль в жизни
человека. Теперь, когда диалог о растениях уже начался, можно задать ребенку
такие вопросы, как:
- Знаешь
ли ты, зачем нужны растения на нашей планете?
- Какую
роль они играют в жизни человека?
- Что для
тебя значат растения и нужны ли они тебе, как ты думаешь?
Чтобы подготовиться к этой беседе, прочитайте небольшую статью “Значение
растений в природе и жизни человека” на сайте http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=458. Акцент при этом стоит сделать на то, что
растительный мир был и будет тесно связан с жизнедеятельностью человека.
Для наглядности будет лучше показать ребенку небольшой видеоролик,
размещенный в интернете и доступный для понимания ребенка.
- Зачем
человеку нужны растения?
Шаг 3. Растения – это жизнь
Почему на предыдущем шаге была упомянута взаимосвязь между растениями и
человеком? Еще с детства нужно приучать ребенка ответственно и бережно
относиться к растениям. Об истории и о функциях растений вы поговорили с
ребенком на предыдущих этапах маршрута. Теперь обсудите с ним те признаки живой
природы, которые проявляют растения. Например, если вы держите на подоконниках
в квартире комнатные растения, цветы, то ваш ребенок наверняка обращал внимание
на то, как они менялись со временем, когда зацветали и как опадали листья, если
растение долго не поливали.
Наверняка ваш ребенок уже знает такие понятия, как живая и неживая природа.
Но начать этот диалог можно со следующего вопроса:
- Растения,
которые ты видишь на улице и в лесу, – это пример живой природы или
неживой?
- А твои
комнатные растения, посаженные в горшки, считаются живой или неживой
природой?
- Ты
знаешь, что растения – это такие же живые существа, как люди?
Далее вы можете начать рассказ о рождении, развитии растений. К этому
разговору вас может подготовить полезный материал из статьи “Жизнедеятельность
растений“, опубликованный на этом сайте: http://beaplanet.ru/zhiznedeyatelnost_rasteniy.html.
Также интересно будет поговорить об изменении растений в разные сезоны.
Начать разговор об этом можно с вопросов:
- Ты
заметил(а), как пожелтели и опали листья деревьев? Как ты думаешь, почему
это происходит из года в год?
- Как ты
думаешь, почему осенью одни листья становятся желтыми, другие – красными?
В разговоре об этих природных явлениях вы можете использовать содержание
статьи “Сезонные явления в жизни растений”: http://estnauki.ru/biology/2-biology/13555-sezonnye-javlenija-v-zhizni-rastenij.html.
Также будет полезным ознакомиться со статьей о научном открытии
американских ученых, которые выяснили, почему некоторые листья желтеют осенью,
а некоторые краснеют:
Внимание!
Эту статью вам, дорогие
родители, необходимо самим прочитать и адаптировать для того, чтобы ваш ребенку
ее содержание было понятным.
Чтобы не сводить беседу к скучной лекции и как-то разнообразить ее,
посмотрите со своим ребенком видеоролик:
- Почему
осенью опадают листья?
Обсудите с ребенком это видео и подведите его к такому выводу, что растения
– это живые существа, которым так же, как и человеку, необходимо дышать, питаться,
развиваться. Объясните ему, что растения зарождаются, растут, расцветают,
стареют и умирают.
Шаг 4. Юный исследователь
Чтобы ваша беседа с ребенком не казалась ему нравоучительной, побудьте
исследователями. Необязательно проводить опыты с растениями самостоятельно,
однако вы можете посмотреть в Интернете, какие интересные эксперименты с
растениями вообще проводят. Например, посмотрите следующий короткий видеоролик:
- Роза и
аммиак
Прежде чем просмотреть следующий видеоролик, поговорите с ребенком о
цветах, о разных сортах цветов, о том, какой иногда необычной окраской обладают
лепестки этих удивительных растений. Подводя ребенка к просмотру следующего
эксперимента над цветами, задайте ему такой вопрос:
- Как ты
думаешь, можно ли изменить цвет лепестков у цветка?
Теперь можно показать ему видео:
- Как
покрасить цветы
Обсудите последний просмотренный опыт. Наверняка это натолкнет юного
исследователя на мысль о том, какое важное влияние вода оказывает на цветы и в
целом на растения. Пусть ваш ребенок сам сделает вывод о том, как внешний вид
растения зависит от его питания. Таким образом, подготовьте его к следующей
беседе, которая будет посвящена уходу за растениями.
Шаг 5. Растения – наши лучшие друзья
На этом шаге резюмируйте предыдущие беседы с вашим ребенком. Вспомните,
какую роль растения играют в жизни человека, в том числе в жизни самого
ребенка. Однако теперь беседа будет иметь несколько другой характер. Начните
разговор со следующего вопроса:
- Ты
теперь знаешь, какое значение растения имеют для человека. А что по-твоему
человек может сделать для растений?
- Как ты
думаешь, нужно ли ухаживать за представителями удивительного и
разнообразного зеленого мира?
- Что ты
сам(а) можешь сделать для растений?
Уважаемые родители, речь здесь вовсе не идет о пропаганде защиты живой
природы. Однако согласитесь, что воспитать у ребенка бережное отношение к
растительному миру никогда не будет лишним. Поэтому начните с малого,
поговорите о том, что ваш ребенок тоже может сделать что-то полезное пускай и
не для всех растений мира, но хотя бы для своего комнатного цветка.
Ознакомьтесь со статьей “Уход за домашними растениями”, опубликованной на
сайте:
Чтобы не вываливать весь поток информации с этого сайта и не превращать,
таким образом, вашу беседу в поучительную лекцию, задайте ребенку наводящие
вопросы. Например:
- Как
по-твоему, комнатные растения предпочитают находиться в тепле или
мерзнуть?
- Нужен
ли им покой, на твой взгляд?
- Нуждаются
ли комнатные цветы в свете и свежем воздухе?
Обратите внимание, что после каждого пункта статьи есть ссылка, по которой
можно пройти и узнать признаки, которые помогут определить, в чем нуждается
комнатное растение.
Заключение
Итак, дорогие родители,
вот и подошел к концу ваш маршрут. Хочется верить, что вам и вашему ребенку
понравилось исследовать зеленый мир и что вы не остановитесь на достигнутом.
Ведь в шагах данного маршрута не раскрываются все тайны растительного мира; на
самом деле, он гораздо богаче, чем кажется. Таким образом, вам с вашим ребенком
предстоит еще многое узнать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий